|
Что нового в новом законе о госзакупках
В 22 марта Госдума в третьем чтении примет закон о Федеральной контрактной системе, который, в теории, должен исправить все недостатки нынешней системы госзакупок.
Москва. 21 марта. FINMARKET.RU - Воровство, бестыдство и обман -
фирменные черты российской системы государственных закупок, что признают
сами чиновники и контролирующие их органы. Казна переплачивает
втридорога, государство получает некачественные услуги и
товары, честный бизнес не может прорваться на перспективный и большой
рынок.
Новый закон, который Госдума примет в пятницу в третьем чтении, по
твердым заверениям властей, призванный извести все особенности
национальных госзакупок, не сильно отличается от старого. После того,
как чиновники и депутаты внесли в проект больше 500 поправок, он
превратился в тоже, чем был и печально знаменитый 94-ФЗ, - компромисс
между прекрасными намерениями и суровой реальностью.
Ключевые элементы архитектуры закона о Федеральной контрактной
системе (ФКС,) о которых настойчиво говорили в Минэкономразвития,
смягчены, отложены или отданы на откуп правительству, которое по своему
усмотрению сможет устраивать общественные обсуждения и выбирать площадки
для электронных торгов. Забрать у чиновников деньги тоже не получилось -
Казначейство будет контролировать госзакупки, но не будет иметь
никакого отношения к деньгам, оборачивающимся на электронных площадках.
История вопроса
- В 2005 г. был принят написанный Федеральной антимонопольной
службой пресловутый 94-ФЗ, с 2011 г., все закупки стали публиковать на
едином сайте.
- Закон постоянно критиковали и чиновники, и бизнес. С одной
стороны, документ регулирует только систему размещения заказа, но не
контролирует результат и позволяет проводить конкурсы под конкретного
поставщика, с другой, по 94-ФЗ очень трудно заказывать, например,
произведения искусства или научные разработки, потому что главный
критерий выбора поставщика - цена.
- В ноябре 2010 года президент Медведев поручил разработать
новый закон. Этим вопросом занялись ФАС и Минэкономразвития, но
ведомства не смогли прийти к компромиссу и написали два разных
документа. ФАС усовершенствовало 94-ФЗ, министерство написало закон о
федеральной контрактной системе, имея ввиду, что закон создаст
принципиально новую систему госзакупок полного цикла.
- В правительство в конце сентября 2011 года внесли оба
законопроекта - и ФАС, и Минэкономразвития, - на совещании у премьера
Путина решение было принято в пользу ФКС. Первое чтение в Госдуме
законопроект прошел в июне 2012 года.
- Второе чтение переносилось несколько раз из-за разногласий с
кремлевскими юристами. В послании Федеральному собранию 12 декабря
Владимир Путин попросил принять закон о ФКС как можно быстрее, в январе
2013 года об этом же депутатов попросил Медведев.
Между первой и второй
- Главное изменение, которое вводит Федеральная контрактная
система - контроль за госзакупками на всех этапах от планирования до
реализации. В отличие от 94-ФЗ, который регламентировал лишь строгую
процедуру закупки товаров и услуг, новая система должна была сделать
публичными планы госструктур по закупкам на несколько лет вперед и
ввести ответственность за результаты торгов, их аудит и приемку.
- После первого чтения законопроект подвергся серьезным
изменениям, превратившись в неубедительный компромисс между ФАС,
Минэкономразвития, администрацией президента и бизнесом.
- Изменилось даже название закона, теперь он называется "О
федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контроль и учет
- Правительство о последней версии закона не только утвердит
порядок отбора площадок, но и их число по итогам отбора. Эта норма
позволит не допустить "размывания" закупок по неограниченному числу
площадок, считает Минэкономразвития.
- Учреждениям культуры, которые всегда испытывали трудности,
работая с 94-ФЗ, разрешили использовать конкурс с ограниченным участием
(выставлением высоких требований к компании) для реставрации объектов
культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций,
документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в
состав библиотечных фондов.
- Двухэтапный конкурс ввели для научных исследований, проектных
работ, экспериментов по созданию инновационной продукции и для создания
произведения литературы или искусства или их исполнения. При этом ко
второму этапу допускаются все желающие.
- Несмотря на слухи, общественное обсуждение не было удалено из
закона. Для отдельных закупок оно обязательно. Их перечень
устанавливает правительство. Муниципалитеты и регионы смогут включать в
этот перечень дополнительные условия закупок. По результатам обсуждения
могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики,
документацию о закупках.
- Общественный контроль в целом осуществляют граждане,
общественные объединения и НКО. Они могут направлять свои предложения
и жаловаться в правоохранительные органы и суд. В 2014 и 2015 годах
обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случае, если
цена контракта превышает миллиард рублей.
- Можно заключать контракты "жизненного цикла" в случаях,
установленных правительством. Цена будет устанавливаться исходя из
расходов на поставку, обслуживание, ремонт и утилизацию объекта закупки.
- Открытый конкурс теперь должен проводиться в 20, а не 30
дней. Если он признан несостоявшимся, то срок продлевается сначала на 5,
потом на 10 дней при увеличении цены на 10 %. Только после этого можно
заключить контракт с единственным участником конкурса.
Слушать закупки
Централизовать систему закупок власти хотели, чтобы упростить
покупку товаров и услуг для школ, больниц или детских садов на уровне
регионов или муниципалитетов. Передача полномочий позволит не проводить
множество одинаковых процедур. Ко второму чтению появилось несколько
способов централизации:
- Главенствующее учреждение для подведомственных может
определять поставщика;
- Оно может выбрать поставщика, заключить контракт и принимать
результат;
- Выбрать среди подведомственных учреждений одно или несколько,
которые будут определять поставщика или даже заключать контракты и
принимать результаты.
- До 1 января 2016 г. централизация закупок является правом
органов власти, а с 1 января 2016 г. - обязанностью.
- Бюджетные учреждения также смогут пользоваться законом о
закупках госкомпаний (223-ФЗ), если они собираются раздать полученные
ими гранты или заработанные деньги, а не средства из казны.
- Регионы и муниципалитеты самостоятельно могут утверждать, как
вести планы закупок и что туда включать. Это позволит учитывать
специфику регионов, но основа у документации будет единой.
- Изначально все госструктуры должны были расписывать закупки
на три года, а теперь и на год - в зависимости от особенностей
бюджетного планирования муниципалитетов и регионов.
Контроль закупок
Долгое время стороны не могли решить, кто из ведомств что именно
будет контроливать. Планировалось, что это определит правительство
дополнительными подзаконными актами, но к итоговому чтению появился
такой вариант:
- ФАС отвечает теперь за все законодательство, за исключением
контроля, отнесенного к компетенции других органов;
- Федеральное казначейство, финансовые органы регионов и
муниципалитетов - за соответствие всех сведений об объемах финансового
обеспечения и идентификационные коды закупок,
- Органы внутреннего финансового контроля - за законность
исполнения расходов бюджетов, достоверность их учета, обоснование
максимальной цены контрактов, применение заказчиком мер ответственности к
поставщику, за учет принятых товаров и услуг.
- Государственные органы, "Росатом", органы управления
государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы ведут
ведомственный контроль за заказчиками, а заказчики обязаны
контролировать своих поставщиков.
Смотрите
оригинал материала на http://www.interfax.ru/
Материал предоставлен Финмаркет.
comments powered by HyperComments
|
|